Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Актуально » ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЫ ИМЕНИ С.М. МАКСИМОВА

17:07 09 декабря 2020 г.

Первая музыкальная школа, ставшая родником в развитии музыкальной культуры чувашского народа, получила свое рождение в очень тяжелых материальных условиях. Не было ни помещения, ни достаточного количества музыкальных инструментов, ни учебных пособий. Но были замечательные люди, подлинные энтузиасты в лице Тихона Даниловича Алексеева – первого директора школы, Федора Павловича Павлова – первого учителя, зачинателя школы и всей музыкальной культуры республики, и многих других.

В документах Центрального госархива Чувашской Республики бережно хранятся документы о фактической работе и начале занятий в первой Чебоксарской музыкальной школе, в том числе доклад подотдела искусств по народному образованию автономной Чувашской области за 1920 год. Текст доклада гласит: «Музыкальная школа I и II ступени открыта 20 октября 1920. Занятия начались с 14 ноября с.г.».

            Сохранился также отчет заведующего музыкальной секцией подотдела искусств Ф.П. Павлова от 2 декабря 1929 года, в котором он пишет: «К организации музыкальной школы приступлено с 1 сентября. Открытие школы состоялось 14 ноября. В этот промежуток времени были подысканы преподаватели, подходящее здание, музыкальные инструменты и т.п.

В некоторых документах сохранились материалы из воспоминаний воспитанников школы первых лет. Вот что пишет Тамара Михайловна Смирнова, воспитанница школы 1923-1930 годов: «В те далекие годы в музыкальной школе учились не только дети, но юноши и девушки. Музыкальная школа помещалась в здании общеобразовательной школы II ступени. Условия для учебы были тяжелые. Все занятия проходили только в вечернее время, а когда в общеобразовательной школе проводились какие - либо мероприятия и классы, где стояли музыкальные инструменты, были заняты, мы, учащиеся музыкальной школы, вместе с педагогами стояли часами у дверей и ждали, когда освободится помещение. Занятия часто проходили в холодных помещениях при керосиновых лампах, коптилках. Благодаря прекрасным педагогам, влюбленным в свое дело, как Василий Петрович Воробьев, Семен Федорович Иванов, Елизавета Михайловна Сиверс, Нина Васильевна Будникова, Нина Васильевна Зеленецкая, Иван Кузьмич Кузьмин, школа продолжала работать и давала учащимся хорошую подготовку. Большая заслуга в работе школы ее директора Степана Максимовича Максимова. Я запомнила его всегда серьезным, сдержанным и внимательным к детям». А вот что вспоминает другая ученица школы – Вера Михайловна Соколова: «Постоянно педагогический коллектив пополнялся новыми талантливыми учителями. Приходили из Ядрина духовики во главе с Кузьминым Иваном Гурьевичем. Он же был и скрипачом, имел прекрасный голос – лирический тенор. В хоре, состоявшем из учителей города, был замечательный голос – баритон – у Михаила Ивановича Капустина. Были и хорошие женские голоса. Семен Федорович (Иванов) со всей кипучей энергией, приняв все это во внимание, задумался над постановкой оперы «Русалка» Даргомыжского. Опера была поставлена. Затем осуществили постановку оперы Рубинштейна «Демон». Обе оперы прошли с громадным успехом».

В октябре 1929 года на базе Чебоксарской музыкальной школы был создан Чебоксарский музыкальный техникум (ныне Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова). С открытием музыкального техникума значительно пополнился состав преподавателей специалистами высокой квалификации. В 1930 году в Чебоксары приехал композитор, дирижер и педагог Владимир Михайлович Кривоносов. Еще в годы учебы в Московской консерватории (1924-1930) у Кривоносова появился интерес к народной музыке, а после ее окончания он решил посвятить себя глубокому изучению народного творчества нашей республики. С этой целью он приезжает в Чувашию, где музыкальная целина тогда была почти нетронута. Его пребывание в Чувашии имело большое значение для развития профессионального искусства республики. С первого же дня Владимир Кривоносов развернул кипучую деятельность. С момента прихода в музыкальный техникум он стал заведующим учебной частью и вел одновременно педагогическую работу в школе. Кривоносов вел все музыкально-теоретические предметы, класс скрипки и руководил творческим кружком начинающих композиторов, у него занимались известные чувашские композиторы: Ф. Лукин, Г. Хирбю, Г. Воробьев, Г. Лебедев, А. Орлов-Шузьм, В. Ходяшев,  

Летом 1941-го, с завершением учебного года, занятия в музыкальной школе и в музыкальном училище временно прекратились. Многие преподаватели ушли на фронт, а в помещении училища была военная казарма. Грозные военные годы шли медленно. Казалось, им нет конца. Преподаватели школы, оставшиеся в городе в тот трудный период, работали на военных объектах. В свободное от работы время они давали шефские концерты для солдат, находившихся в военных госпиталях, вязали теплые вещи для воинов. В 1943 году наступил перелом на фронтах. Враг был изгнан далеко на Запад. В октябре 1943 года возобновились занятия в музыкальной школе, годом позже – в училище.

В послевоенное время число желающих учиться музыке стало возрастать. Если в довоенный период количество учащихся выпускных классов составляло от 2 до 5 человек, а то и вообще не было ни одного, то к 1950 году число выпускников составляло до 10 человек разных специальностей.

В годы восстановления народного хозяйства, разрушенного в период Великой Отечественной войны, большое внимание уделялось дальнейшему культурному строительству. В 1959 году было построено новое здание Чувашской государственной филармонии (на улице Гагарина). Решением правительства, Министерства культуры ЧАССР в бывшем здании филармонии было выделено 4 классных помещения, и с октября 1959 года Чебоксарская детская музыкальная школа стала самостоятельным учебным заведением.

Директором был назначен Лукоянов Илья Лукоянович, воспитанник музыкального училища им. Ф.П. Павлова. В эти годы школа пополнялась новыми преподавателями, среди которых были бывшие воспитанники школы: Рафаилова Жанна Георгиевна, Алешина Вера Павловна, Лебедева Тамара Леонидовна. В тот же период начали свою педагогическую деятельность Сорокина Ирина Сергеевна, Богданова Анастасия Алексеевна, Крицина Елена Александровна, Мироновы Юрий Николаевич и Людмила Григорьевна, а также Карпухин Евгений Иванович (ныне профессор Казанской государственной консерватории), который проработал в школе несколько лет.

К началу 1959-1960 учебного года число учащихся составило 147 человек, а классных помещений всего пять. Естественно, данные условия школы не удовлетворяли потребности населения города. Из года в год стала расти потребность в музыкальном обучении детей, тем самым росло и число маленьких «конкурсантов» при поступлении в ДМШ. Министерство культуры ставило вопрос перед правительством республики о возможности строительства специального здания детской музыкальной школы в Чебоксарах. Этот вопрос был рассмотрен и решен положительно. И в 1960 году был заложен фундамент школы. К сожалению, из-за отсутствия рабочей силы и по другим объективным причинам строительство было прекращено, и фундамент постепенно стал разрушаться. Лишь в 1963 году данный вопрос был решен окончательно. Проект музыкальной школы был внесен в титульный план строительства на 1964 год. К строительству школы долгое время не приступали. Много было споров, за чей счет нужно восстанавливать разрушенный фундамент. После долгих разговоров в начале июня пришли первые рабочие-каменщики. Здание школы было выстроено в удивительно короткий срок: 28 сентября 1964 года госкомиссией состоялось официальное подписание акта о готовности и принятии здания в эксплуатацию.

В новых условиях рождались новые мысли. Дело в том, что в период вступительных экзаменов к нам пришло очень много детей-подростков 9-10, даже 11 лет. Среди них были дети, обладавщие неплохими музыкальными данными, нуждавшиеся в профессиональном обучении. Некоторые из них как-то научились играть на музыкальных инструментах в домах пионеров, во всевозможных студиях. Перед нами встал вопрос, как быть с такими детьми. А у них глазенки горели, желание учиться было. Подсчитали число учащихся дневной школы, возможности классных помещений, нагрузки преподавателей и решили поставить вопрос перед Министерством культуры, Советом министров ЧАССР об открытии Вечерней школы общего музыкального образования на правах полной самоокупаемости в соответствии с существующим положением. Вопрос был решен положительно и довольно скоро. На первое время было разрешено принять 40 человек.

В 1964-65 годах впервые в истории школы открылись новые классы на отделении народных инструментов: домры и аккордеона. По классу домры первым преподавателем был Анисимов Юрий Георгиевич, по классу аккордеона Черновский Василий Антонович. 10 октября 1964 года состоялось первое занятие ансамбля скрипачей, состоявшего из 11 человек. Этот ансамбль как бы получил второе рождение, ибо впервые он был организован в 1950 году Анатолием Александровичем Дуняком. В первом составе ансамбль выступил в концерте, посвященном 30-летию образования Республики. После этого занятия на долгое время прервались. Для руководства вновь созданным ансамблем скрипачей музыкальной школы был приглашен композитор и скрипач Михаил Алексеев – выпускник Казанской консерватории.

В новых благоприятных условиях школы родился еще один коллектив – хор старших классов. Раньше у нас был один хор I-IV классов, теперь у нас стало два хора. С самого начала этим коллективом руководил композитор Аристарх Гаврилович Орлов-Шузьм.

С начала 1964-65 учебного года в школе в целях лучшей координации учебного процесса и улучшения методической работы создали отделения и утвердили заведующих на общественных началах. В том же году на базе нашей школы был создан впервые методический кабинет при Министерстве культуры ЧАССР, тоже на общественных началах. Члены методического кабинета – Ходяшева Д.С., Дуняк А.А., Рафаилова Ж.Г., Богданова А.А., Миронов Ю.Н. – проводили очень большую работу среди преподавателей всех музыкальных школ республики.

Со времени получения нового здания школы, естественно, улучшились условия занятий. И нужно отметить, это вызвало интерес у многих учащихся и желание посвятить себя искусству. Резко увеличилось число поступающих в средние, а затем в высшие, музыкальные заведения. Достоинством коллектива преподавателей школы является то, что очень большое количество воспитанников школы завершили обучение или в настоящее время учатся в лучших ВУЗах страны: Московской, Горьковской, Казанской, Саратовской консерваториях, Московском институте им. Гнесиных. Выпускники школы успешно работают, продолжая традиции своих учителей, в различных концертных организациях и учебных заведениях Чувашской Республики, больших и малых городов России и других стран мира.

Детская музыкальная школа им. С.М. Максимова, родившаяся в октябре 1920 года, – одна из первых школ Российской Федерации. Можно без преувеличения сказать, что сегодня музыкальная школа им. С.М. Максимова является целебным родником, струи которого разветвляются на десятки ручейков, открывающих перед нашими учащимися новые дороги по пути становления музыканта-профессионала, а также ценителя достойной отечественной и зарубежной музыки, воспитывающей духовный мир и эстетический вкус подрастающего поколения.

#ПерлеЧебоксары #551

Управление культуры и развития туризма администрации города Чебоксары

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика